Вверх
E-mail
Имя
Пароль
E-mail
E-mail
E-mail*
* На указанный почтовый адрес Вы получите бесплатный лицензионный ключ сроком действия 30 дней и необходимую информацию по управлению ключами и использованию личного кабинета.
E-mail*
Имя*
Фамилия*
Организация*
Должность*
Телефон
Откуда узнали
о семинаре
Пожалуйста, подождите.
ГлавнаяR&DСтатьи
Методические статьи
Рассказы про учёт
Базовый финансовый модуль
Добавлено в 13:04, 16.11.12

tma-base – это универсальная для любого вида и размера бизнеса программа автоматизации счетоводства, другими словами, автоматизации формирования я и анализа управленческих финансовых отчетов.



Следующие свойства данного продукта являются исключительными:


  • процесс счетоводства и формирования триады финансовых отчетов (баланс, ОДР, ОДДС) полностью автоматизирован;
  • нет привязки учета к единой учетной (опорной) валюте;
  • курсовые поправки и переоценки учитываются самой системой, т.е. не надо производить дополнительные начисления при изменении курсов валют и изменении стоимости ценностей и долгов;
  • триада отчетов представляется системой в любой затребованной валюте, при этом курсовые поправки и переоценки в отчетах соответствуют этой валюте как учетной;
  • период в триаде отчетов может быть выражен не только календарными периодами, но и некоторым количеством дней, что позволяет иметь пригодные для анализа данные отчетов в масштабе реального времени, если финансово-хозяйственные операции регистрируются также в масштабе реального времени;
  • все данные в триаде отчетов масштабируются по имеющимся аналитическим срезам, раскладываются в список хозяйственных операций, которыми они образованы, и далее, до единой операции;
  • простота понимания всех процессов, происходящих в системе.
Основными потребителями данной системы являются главные финансово заинтересованные лица, а именно, собственники бизнеса и верхнее руководство, а также финансисты, в обязанность которых входит составление отчетов о состоянии бизнеса и результатах его деятельности для этих первых лиц.


КАКУЮ ЦЕННОСТЬ ДЛЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ НЕСУТ В СЕБЕ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ СВОЙСТВА ПРЕДЛАГАЕМОГО ПРОДУКТА?


Для финансистов:


  • обычно на составление триады финансовых отчетов после окончания установленного календарного отчетного периода уходит очень много времени и сил; предлагаемая система позволяет тратить все это время и силы не на сбор данных и составление отчетов, а на их глубокий анализ; это значительно повышает качество представляемой «наверх» информации;
  • система не требует регистрации никаких дополнительных условных операций, только исходные первичные хозяйственные операции (все как в жизни); финансисту необходимо только определить, как та или иная операция влияет на финансовое состояние и результаты деятельности в очень понятной системе координат, и по каким аналитическим срезам проходит операция;
  • в любой момент времени финансисты могут ответить на вопрос «сверху», откуда взялась та или иная цифра в финансовых отчетах; это обеспечивает беспрецедентное доверие к результатам работы такого финансиста;
  • данные в системе структурированы в простой и понятной неспециалисту системе координат, что обеспечивает большее понимание «сверху» тех выводов, которые финансист сделает из финансового анализа;
  • нет необходимости, с целью упрощения учета, уходить в денежный базис, можно полноценно и равноценно, и даже зеркально, использовать оба – и экономический базис (по начислению), и денежный.

Для владельцев бизнеса и топ-менеджмента:


  • наконец-то бухгалтерия стала простой и понятной для обычного человека;
  • наконец-то стало возможно «держать руку на пульсе» и принимать решения не по обрывкам информации, а исходя из целостной картины о финансовом состоянии и результатах деятельности;
  • можно добиться контроля состояния бизнеса в масштабе реального времени;
  • та заветная «кнопка», при нажатии на которую видно все, что творится в бизнесе.

КАК ЭТО РАБОТАЕТ?


Для начала элементарный базис: забудем про учет и обратимся к материи. Бизнес существует и без учета.

Что такое состояние бизнеса? – Это то, что у него есть.


Согласно нашим исследованиям состояние логичнее всего складывать из следующих укрупненных компонентов:


  • деньги;
  • ценности;
  • долги нам минус наши долги.


При этом владелец бизнеса является внешней стороной, и бизнес ему должен.


Значения этих компонентов можно проверить «вживую» в какой-то момент времени и пересчитать в выражении какой-нибудь денежной единицы. Получится финансовое состояние бизнеса на момент времени в денежном выражении. То же самое можно сделать в более поздний момент времени. Разница между этими состояниями будет показывать результат деятельности бизнеса между этими моментами времени.


С другой стороны, результат исчисляется как доходы минус расходы в тот же промежуток между этими двумя моментами времени.


СОСТОЯНИЕ 2 - СОСТОЯНИЕ 1 = ДОХОДЫ - РАСХОДЫ


Но состояние – это нечто физическое, его можно «пощупать», а доходы и расходы – это учетные величины.


В этом равенстве заключен баланс и связь между учетом и реальным миром. Владельцы бизнеса и другие стейкхолдеры хотят знать результаты деятельности бизнеса и контролировать их. Для этого учет не нужен, достаточно периодической инвентаризации всего финансового состояния. Но для того, чтобы ответить на вопрос, почему результаты именно такие, необходимо анализировать доходы и расходы, а это уже учетные величины. Для того, чтобы иметь их, необходимо вести учет.


Кроме того, имея исходное состояние на момент времени и учитывая доходы и расходы после этого момента, в учете можно получить расчетное финансовое состояние на другой момент времени.


СОСТОЯНИЕ 1 + ДОХОДЫ - РАСХОДЫ = РАСЧЕТНОЕ СОСТОЯНИЕ 2


Тут важнейшим моментом является тот факт, что РАСЧЕТНОЕ ФИНАНСОВОЕ СОСТОЯНИЕ будет соответствовать реальному состоянию только в том случае, если все доходы и расходы правильно учтены. Таким образом, правильность учета можно проверить на практике только одним способом, а именно, периодически проверять «вживую» элементы финансового состояния и сверять их с полученными в учете расчетными значениями на тот же момент времени.


Главные потребители учета – владельцы бизнеса и топ-менеджмент – интуитивно понимают эту взаимосвязь и доверяют отчетам о результатах только тогда, когда их можно проверить «вживую». А сделать это возможно, только сравнивая реальное и расчетное состояние в различные моменты времени, между которыми находится заявляемый результат.


На практике возникают следующие сложности:


  • сохранить в учете равенство:

СОСТОЯНИЕ 2 - СОСТОЯНИЕ 1 = ДОХОДЫ - РАСХОДЫ


Для решения этой проблемы пять веков назад человечество пришло к способу, который называется двойная запись. Уникальный и простой способ, который позволяет сохранять данное равенство в учете постоянно. С его применением остается только периодически сравнивать расчетное состояние с реальным (инвентаризация), и данным учета по доходам и расходам можно доверять. Именно поэтому данный принцип является основополагающим в современном мире.


Надо добиться, чтобы расчетное состояние соответствовало реальному.

Данную проблему следует разбить на две составляющих:


  • добиться учета всех реальных доходов и расходов – эта проблема, скорее, касается аккуратности ведения учета и не имеет системного решения;
  • учет изменения стоимости элементов состояния. При изменении стоимости отдельных элементов состоянии во времени нарушается необходимое равенство, даже если аккуратно учтены все доходы и расходы. Данная проблема возникает из способа решения первой практической трудности – соблюдение сбалансированности в учете. Дело в том, что согласно принципу двойной записи учет ведется в выражении единой учетной (опорной) денежной единице. На практике данную проблему решают путем отнесения изменения стоимости элементов состояния на доход или расход. Другими словами, начисление курсовых и суммовых поправок и переоценок, что является условной операцией.

В данных решениях существует два противоречия:


  • мы решаем проблему сбалансированности учета с помощью двойной записи, но при этом получаем вторую описанную проблему;
  • решая вторую проблему путем отнесения изменения стоимости элементов состояния на доходы и расходы, мы не можем иметь в учете постоянное соответствие реального и расчетного финансового состояния. Данное соответствие мы получаем только в конце отчетного периода, когда принято начислять все курсовые, суммовые поправки и переоценки.

НАМ УДАЛОСЬ НАЙТИ ИННОВАЦИОННОЕ РЕШЕНИЕ ДАННЫХ ПРОТИВОРЕЧИЙ (ПРОРЫВ).


Благодаря нашим технологиям в базовом tma-приложении учет ведется независимо от учетной валюты, финансовые отчеты могут быть представлены не только в любой валюте, но и в любой единице учета, а курсовые поправки и переоценки не вводятся дополнительными начислениями, а учитываются внутри самой системы.


В традиционной системе счетоводства существует множество других противоречий. С одной стороны, они дают возможность решать те или иные проблемы, с другой, делают систему счетоводства сложной и понятной только специально подготовленным людям.


Разрабатывая инновационную систему счетоводства, на базе которой создано базовое tma-приложение, мы вышли за рамки бухгалтерской науки и воспользовались знаниями других направлений, к примеру, реляционными базами данных, программированием и математикой. Мы решили большинство противоречий и сделали систему счетоводства понятной любому человеку даже без специального финансового образования.


Несмотря на глубину и сложность внутренних алгоритмов системы, нам удалось создать внешне вполне простую для понимания структуру.


В базовой системе применяется только четыре счета:


  • деньги;
  • ценности;
  • долги;
  • убыток.

Исходя из принципа двойной записи, между четырьмя счетами возможно только 16 проводок:


  • плюс деньги минус деньги;
  • плюс деньги минус ценности;
  • плюс деньги минус долги;
  • плюс деньги минус убыток;
  • плюс ценности минус ценности;
  • плюс ценности минус деньги;
  • плюс ценности минус долги;
  • плюс ценности минус убыток;
  • плюс долги минус долги;
  • плюс долги минус деньги;
  • плюс долги минус ценности;
  • плюс долги минус убыток;
  • плюс убыток минус убыток;
  • плюс убыток минус деньги;
  • плюс убыток минус ценности;
  • плюс убыток минус долги.

Алгоритмы встроенной системы счетоводства значительно сложнее, но пользователь на практике оперирует только этими 16-ю движениями.

Таким образом, любая хозяйственна операция, происходящая в бизнесе, может быть отнесена только лишь к одной из 16 проводок. Это очень просто! Двойная запись не определяется как запись в два счета на один дебет и на другой кредит. Любая операция – это движение. Из одного счета в другой. В одном счете убывает, в другом прибывает. Визуально это можно показать следующим образом.



По сути, эти четыре счета являются таблицами, в которых заключена вся информация о финансовом состоянии и результатах деятельности. Все, что необходимо для составления триады отчетов. Аналитические срезы вынесены во взаимосвязанные справочники, каждый из которых с одной стороны связан с одним из четырех основных счетов, с другой формирует структуру одного из трех финансовых отчетов.



tma-base создано в среде разработки tmaplatform. В ней есть генератор отчетов, который мы называем tma-анализ. Главной особенностью данного генератора отчетов является то, что он нацелен на работу с данными во времени. По оси Х – всегда масштаб времени, измеряемый периодами: день, неделя, месяц и т. д. По оси Y – статьи отчетов (в вертикальном формате, в горизонтальном – наоборот). Второй ценной особенностью tma-анализа является тот факт, что все формы отчетов создаются без участия программистов, задача которых обычно – правильно написать запросы к базе данных. После небольшого тренинга любой человек сможет создавать различные формы отчетов, используя tma-анализ.

Именно в tma-анализе создается триада финансовых отчетов. У средне подготовленного человека на создания формы триады отчетов уходит 30-45 минут. Любая цифра в отчете может быть детализирована как в разрезе существующих аналитических статей из справочников, так и по движениям с возможностью увидеть каждую операцию отдельно. Таким образом, любая цифра в отчете не останется без ответа, откуда она взялась.


КАК ИСПОЛЬЗОВАТЬ БАЗОВОЕ TMA-ПРИЛОЖЕНИЕ?


Само по себе его использование возможно только в персональном учете или в малом бизнесе, что и делают многие наши знакомые и сотрудники. В качестве первичных документов используются непосредственно 16 базовых документов, которые являются простыми проводками с небольшим дополнительным функционалом, или автоначисления. Также могут создаваться свои первичные документы в среде платформы, что занимает считанные минуты. Но, по сути, tma-base – это ядро альтернативного счетоводства. Необходимо лишь интегрироваться с различного рода первичными электронными документами и справочниками, и не важно, в какой системе они находятся. В Excel, 1С, MS Dynamics, SAP или любых других программах и базах данных. Такой подход позволяет не замещать уже работающие на предприятии операционные автоматизированные системы. Замещается только логика и алгоритмика создания триады финансовых отчетов и, непосредственно, сам процесс формирования и анализа этих отчетов.


Что же до реалий сегодняшней ситуации, то официальный бухгалтерский учет будет еще долго вестись по старинке. Так определено правилами, да и ладно. А вот собственники бизнеса и топ-менеджмент могут уже сегодня получать от учета более качественную достоверную и понятную информацию для принятия стратегических и управленческих решений. Кроме того Международные правила составления финансовой отчетности диктуют принципы представления информации, но не правила ее записи, хранения и обработки для получения результирующих значений. Таким образом, данную систему электронного счетоводства можно применять и с целью подготовки триады финансовых отчетов в формате МСФО и других GAAP, но для нас это не главное, поскольку мы не считаем данные принципы простыми и легко понимаемыми для владельцев бизнеса и топ-менеджмента.

Оставить комментарий
Введите Ваше имя
Напишите здесь что-нибудь, пожалуйста!